?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Решила сделать эту картинку заглавной, одна из самых любимых, хоть и снята на телефон. Она так точно передает мое настроение и краски того дня. Справа видна стена Большой Синагоги, слева Малая, обе сейчас являются музеями. Если бы не "морда" машины слева, то картинка была бы идеальной.) Я ведь практически представила, проезжающие на центральной улице королевские кареты и снующие туда-сюда еврейские брички.
20140918_120741

По пути в синагогу, на центральной улице города:

20140918_112523

Пока шли встретили рекламу выставки "Тыкоцин на старых фотографиях", не смогли пройти мимо этой экспозиции, по таким фото можно приблизительно представить как выглядел Тыкоцин до войны - богатый, значимый, вечно занятый. На фото, кстати, солдаты Российской Империи на фоне добротных каменных домов на ул. Злота.
20140918_112546

А вот и основная цель нашего визита - синагога, которая сейчас является всего лишь музеем. Трудно представить как мир изменился за последние всего за пару веков! В XVIII веке Тыкоцин был типичным еврейским городком, здесь проживало около 4 тысяч евреев (а это около половины населения!). Например, родом из Тыкоцина Марк Заменгоф - еврейский общественный деятель, а также блестящий лингвист, преподаватель, автор учебников, и отец создателя языка эсперанто. Интересный факт, Марк Заменгоф долгое время не поддерживал идею сына по созданию искусственного языка и даже однажды, когда последний был в отъезде сжег все его наброски. Отец изменил свое отношение к языку только после публикации первого учебника Людвика.

IMG_4506

Мне повезло, что я попала на выставку старых фотографий города, они помогли воссоздать в моем воображении недостающие части облика города, увидеть портреты людей, живших столетия назад.
20140918_112908

Где-то я вычитала, что это вторая по величине синагога, одна из старейших в Польше, построена в стиле барокко. Оказаться в синаноге мне пришлось в первый раз в жизни. Я как зачарованная бродила по помещению, рассматривала детали; очень люблю смотреть себе под ноги, а не только по сторонам.))
20140918_114321
Хотя росписи на стенах на идише и давно забытом арамейском не могут не привлекать внимание.
IMG_4517

После того, как вышла из синагоги накак не могла преключиться на окружающую действительность, так сильно впечатлило увиденное и услышанное. Нам, к сожалению, не проводили экскурсию, но в синагоге транслировались из динамиков молитвы на идише, видимо память предков дает о себе знать..
Залитая солнцем центральная улица Злота, полностью оправдывает свое название.)
20140918_121053

Далее по совету смотрительницы музея мы решили отправиться взглянуть одним глазком на борочный монастырь бернардинцев. По тихим улочкам города.

IMG_4530

Сейчас в монастыре организован дом престарелых. Здесь постоянно проживает около 50-и психически больных женщин. При этом ворота не заперты, охраны нигде не видно, буквально заходи кто хочешь! Во внутреннем дворике статуя девы Марии, а вокруг очень по-хозяйски развесили проветриваться коврики.
IMG_4532

А на этом каменном заборе кое-где сохранились следы снарядов.
Мы решили не беспокоить обитателей дома престарелых и направились к замку, о котором мы узнали в музее все от той же смотрительницы.
IMG_4534

 А вот эта пожилая женщина живет через дорогу от монастыря. Польские бабушки народ любопытный, поэтому за короткое время женщина выудила у нас всю подноготную. Очень удивилась узнав, что я россиянка, долго так рассматривала, потом сделала комплимент, что хорошо по-польски говорю. Это удивительно и не обычно, я до сих пор не могу привыкнуть, что слова "я из России" производят такой грандиозный эффект. Я ведь не в Китае нахожусь, где каждый бледнолицый просто диковинка..
IMG_4537

Женщине мы явно приглянулись, она попросила подождать пару минут и вернулась держа в руках это. Вышивать гладью она научилась сама, все работы делались по памяти и не на продажу, а исключительно для себя. "Ксендз очень хвалил, сказал, что это у меня дар", - бабуля была рада поделиться своим творчеством. Еще она принесла фото себя в молодости: "Вот какая я была красавица, а сейчас что? все пальцы скрючились, но иголку я все еще могу держать!" Очень милая старушка! Еще жаловалась, что сын пьет, но "я обязательно выиграю в Тотолотек (популярное лото в Польше), я уже столько лет играю". "И что выиграли что?" - "А как же два раза по 20 злотых". Такие вот зарисовки из польской жизни вышли. И не искал специально никто, но мне везет, люди вокруг все время хотят чем-то поделиться со мной.
20140918_123047

Распрощавшись с бабулей мы снова вернулись на площадь Чарнецкого. А вот и костел Святой Троицы, центрельную часть этого барочного гиганта запрятали в леса, что поделаешь реставрационные работы.
20140918_112039

Колоритное оформление домиков.
IMG_4540

Тыкоцин miasteczko-bajeczka (город-сказка), как назвала его польская поэтесса Агнешка Осецкая. Но кукольные домики это еще не все, чем может похвастаться город. Сам он находится на реке Нарев, в окружении лесов Кнышиньской Пущи и бескрайных полей.

1082r10

А чуть поодаль стоит замок. Он был построен во времена правления Сигизмунда Августа. Здесь находился государственный арсенал Речи Посполитой. Тут побывал даже Петр I (его портрет висит в одной из комнат замка). В XVIII веке пожар уничтожил замок. Здание замка, каким мы видим его сейчас, было востановлено в начале 2000-х на средства Яцека Назарко (белостоцкого бизнесмена), который вложил более 12 мил. злотых, чтобы сделать эту сказку былью! Тут проводят очень интересные экскурсии, а еще здесь можно остановиться на ночлег и вкусно пообедать.
IMG_4541

А из нашего окна речка Нарев видна!
IMG_4556

Признаться после такого долгого гуляния у нас разговелся нешуточный аппетит. Но мы решили обедать не в замке, а прокатиться до Кермусов. В местности Кермусы разбита целая фольклерная деревенька в старопольском стиле. Здесь и усадьба, и карчма, бани и аппатраменты в разных стилях.
IMG_4566

На территории комплекса есть свой парк.
20140918_140918

На фоне одного из зданий.
IMG_4563

Обедали мы в карчме Рим. Блюда у них гиганские, а еще очень вкусный квас, который они готовят сами.
Desktop1

Перекусили и рванули обратво в Белосток, в посольство Беларуси, за визой для Чарека.
20140918_152711

Comments

( 12 comments — Leave a comment )
nikola_inc
Nov. 5th, 2014 09:11 pm (UTC)
Очень красивое место! :)
pani_kiczkajlo
Nov. 6th, 2014 07:34 am (UTC)
Просто очаровательный городок!)
olga_1821
Nov. 6th, 2014 08:09 am (UTC)
Красивый городок, и описание интересное, спасибо, что поделились!

В синагоге надписи и молитвы, скорее всего, не на идише, а на древнееврейском, хотя в ашкеназском произношении он действительно местами очень на идиш похож :)
pani_kiczkajlo
Nov. 6th, 2014 08:18 am (UTC)
Рада, что вы заглянули!))
Вот на счет надписей даже спорить не буду, я к великому сожалению не знаток. Видимо почерпнула информацию где-то в описании к синагоге и за достоверность ручаться не могу...
olga_1821
Nov. 6th, 2014 08:23 am (UTC)
С этими языками просто часто путаница выходит, потому что сама "языковая ситуация" в еврейских общинах была довольно запутанной :) В быту люди говорили на одном языке (например, восточноевропейские евреи - на идиш, греко-испанские - на ладино, он же спаньол, и т.п.), художественную литературу писали на нем же, а вот молитвы и священные книги везде были на древнееврейском и арамейском. Примерно как раньше у католиков - на латыни.
pani_kiczkajlo
Nov. 6th, 2014 08:29 am (UTC)
Как интересно! Спасибо огромное за ликбез!
Anna Musial
Nov. 6th, 2014 12:03 pm (UTC)
интересно, а чем иврит похож в ашкеназком произношении на идиш? Имеется в виду акцент?) А так мне кажется, идиш совсем в малой степени похож на иврит именно в фонетическом строе. Для примера всем известная песня в русской транскрипции. :)
Штэйт а бохэр, ун эр трахт,
Трахт ын трахт та ганцэ нахт:
Вэмэн цу нэмэн ин нит фаршэймэн,
Вэмэн цу нэмэн ин нит фаршэймэн?

Тум бала, тум бала, тум балалайкэ
Тум бала, тум бала, тум балала
Тум балалайкэ шпил балалайкэ
Шпил балалайкэ, фрэйлех зол зайн!

Мэйдл, мэйдл, х’вил ба дир фрэйгн:
Вус кэн ваксн, ваксн он рэйгн?
Вус кэн брэнэн ун нит ойфhэрн?
Вус кэн бэйнкен, вэйнэн он трэрн?

Наришэр бохэр, вос дарфсту фрэйгн?
А штэйн кэн ваксн, ваксн он рэйгн,
Либэ кэн брэнэн ин нит ойфhэрн,
А hарц кэн бэйнкен, вэйнэн он трэрн!

Вос из hэхэр фун а hойз?
Вос из флинкэр фун а мойз?
Вос из тифэр фун а квал?
Вос из битер, битэрэр ви гал?

А коймэн из hэхэр фун а hойз,
А кац из флинкэр фун а мойз,
Ди тойрэ из тифэр фун а квал,
Дэр тойт из битэр, битэрэр ви гал!
pani_kiczkajlo
Nov. 6th, 2014 12:38 pm (UTC)
Ух ты, Анют, нужно будет послушать несколько песен, чтобы прочувствовать язык! Может посоветуешь?)
Anna Musial
Nov. 6th, 2014 12:07 pm (UTC)
Очень хороший и познавательный пост. Спасибо большое. Надо туда обязательно съездить! Правда, у меня вызывают очень печальные ассоциации подобные места, потому что вспоминаю, как уничтожили целую культуру, целый народ.
pani_kiczkajlo
Nov. 6th, 2014 12:46 pm (UTC)
Я понимаю о чем ты говоришь.. Но знаешь, а я наоборот радуюсь, что такие места сохранились. Чтобы мы сейчас могли хоть одним глазком взглянуть на то, как жили люди тогда. Бабушка мужа из Ялувки, она часто рассказывала как в одной деревне мирно сосуществовали 3 культуры (в городе было 2 синагоги, 2 костела и православная церковь), как помогали друг другу в разных жизненных ситуациях, то какой поворот приняла история после не поддается описанию..
nihon81
Jan. 28th, 2015 09:38 pm (UTC)
Очень живописно! Квас люблю вкусный.
pani_kiczkajlo
Jan. 29th, 2015 10:00 pm (UTC)
Да, очень красивые места!))
А квас домашний нечто особенное. Покупной тут чересчур сладкий на мой вкус.
( 12 comments — Leave a comment )